По материалам издания: Струве Н. А. Рождение
новой Автокефальной Церкви // Струве Н. А.
Православие и культура. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: Русский путь,
2000. - С. 24-26.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Автокефалия бывшей Русской Американской Митрополии, возглавляемой митр. Иринеем, открывает новую главу в истории православного рассеяния, и тем самым в судьбах всего Православия. Впервые Церковь, созданная на Западе, вне исторических пределов Православия, получает признание наравне с вековыми церквами Восточной Европы. Об исторических предпосылках этого акта читатели "Вестника" прочтут обстоятельный доклад прот. Г. Бенигсена. Отметим лишь самое главное. Православная диаспора-явление провиденциальное: оно расширило границы Православной Церкви, заме-нив собою миссионерскую деятельность, прекратившуюся изза исторических событий. Но, увы, наличие разных национальностей в одной стране, политические распри внутри их внесли большой сумбур в церковное устройство. Разделение на юрисдикции, отсутствие видимого единства - скандал и позор для православного рассеяния. Русская Американская Митрополия, прихожане которой в огромном большинстве уже американцы, по языку и рождению, во втором поколении ,- уже давно проповедует принцип поместного устройства единой Церкви. Перейдя на английский язык, включив в себя единицы не русского происхождения (румынскую епархию), учредив общеправославную богословскую школу, она даже эту поместность частично осуществила. Но, будучи автономной по собственному определению. Митрополия не признавалась Московским Патриархатом (даже находилась под запрещением), а другими церквами признавалась лишь постольку по-скольку...
Упразднение Московского экзархата в Америке, признание Митрополии Москвой и возведение ее в автокефальную церковь дает решительный толчок правильному устройству Американской Церкви. Конечно, поначалу количество юрисдикции в Америке убавится лишь на одну единицу. Сама новая Автокефальная Церковь будет носить несколько необычный, временный характер, поскольку на ее территории большое количество православных, греков главным образом, останутся вне ее. Но правильное направление дано, и рано или поздно Митрополия будет тем ядром, вокруг которого создастся единая Православная Церковь в Америке.
Попутно был решен и вопрос Японской Церкви - единственной в настоящее время церкви, созданной усилиями русских миссионеров. Ей даруется автономия, чем упраздняется раскол, ее раздиравший и ослаблявший.
Оба "акта" будут закреплены большим духовным событием. Автокефальная Церковь Северной Америки в августе прославит первого "американского" святого, преп. Германа (+1837), просветителя алеутов. Совместно с Русской Церковью Японская Церковь прославит официально святителя Николая (1836-1912), уже давно почитаемого за святого не только православными, но и язычниками.
Эти духовные торжества дают печать духовной подлинности каноническому изменению двух миссионерских церквей, одной среди диаспоры, другой среди язычников. Разумеется, дарование автокефалии Московским Патриархатом не обошлось без нападок и споров. Особенно ополчились некоторые круги правой русской эмиграции, считающей всякие переговоры с Русской Церковью моральным осквернением. Такая крайняя точка зрения церковно не может быть оправдана. Если не целесообразно кому бы то ни было за границей подчиняться Москве, то это не значит, что нельзя, в определенном случае, получить от Москвы свободу от такого подчинения. К действиям Московской Патриархии нужно относиться критически и с должной осторожностью, но не огульно отрицательно. Внешняя ее политика противоречива. Уже были случаи, когда Московская Патриархия принимала церковно-правильные решения, например признав в 1957 году автономию Финской Церкви в лоне Константинопольского Патриархата.
Недовольны новой автокефалией и греческие церкви. Конечно, было бы лучше, если бы вопрос диаспоры был решен совместно, всеми церквами. Но, к сожалению, греческая экклезиологическая мысль еще не созрела до принципа поместности и продолжает мыслить церковь в категориях национальных. Константинопольский Патриарх, отказавшись от русского экзархата в Западной Европе, к сожалению, не имеет ярко выраженной политики по отношению к православному рассеянию...
Американская автокефалия лишь скромное начало. Дай Бог, чтобы и другие церкви рассеяния в Западной Европе, Австралии, Южной Америке вдохновились бы идеей поместности и, с согласия всех заинтересованных старших церквей, объединились в единые, поместные церкви. Только на этом пути рассеяние будет свидетельствовать об истинности Православия.